
На автобусе вокруг света
Кто-то, к примеру страдает аэрофобией, а посмотреть на мир хочется. Кто-то просто любит относительно неспешное движение по городам и весям. Успеваешь переключиться, полюбоваться проплывающими за окном картинами, пообщаться с попутчиками.
Сразу же замечание на эту тему. Если вы тяжело сходитесь с окружающими, и вас утомляет общество полузнакомых людей, откажитесь от подобной поездки. Ничего, кроме глухого раздражения, она не вызовет. Главное качество участника автобусного вояжа – контактность и доброжелательность по отношению к ближнему. Даже если тот опоздал на пять минут, это не повод всем автобусом устраивать ему истерику. Вообще, любые выяснения отношений в дороге недопустимы. В принципе за здоровый микроклимат в коллективе отвечает руководитель группы. Он должен умело гасить все назревающие конфликты и сплачивать своих подопечных, не превращаясь в массовика-затейника. О массовике речь пошла не случайно. В одной из моих поездок нас сопровождала очень старательная женщина, в прошлом явно пионервожатая. Она беспрестанно придумывала конкурсы, сыпала вопросами, проверяя наш интеллектуальный уровень, рассказывала байки. Народ вначале был очень доволен, а потом устал. Все же мы не пионеры, а взрослые люди, которым иногда хочется побыть в тишине и покое. Другая крайность – нелюдимый сопровождающий, через силу выдавливающий из себя скудную информацию. Второй случай – куда хуже.
О минусах
Из явных минусов путешествия на автобусе в первую очередь надо назвать ночные переезды. В начале 90-х неприхотливые тогда туристы это проблемой не считали - лишь бы увидеть Париж или Рим! Сегодня к такому испытанию (всю ночь практически не смыкаешь глаз, а днем, несвежий и разбитый, уныло бредешь на экскурсии) отношение другое. И надо отдать должное, турфирмы пытаются минимизировать данное неудобство. Многие туры ночных бдений в пути не предусматривают. Если все-таки они ожидаются, возьмите небольшую надувную подушечку. Хоть немного сможете поспать.
Второй минус – довольно длительное прохождение формальностей на границе (ее пересекают, как правило, в Чопе или Бресте). Для неутомимых странников просидеть на одном месте несколько часов тяжко. Правда, для тех, кто готов на дополнительные расходы, есть альтернатива. Можно доехать на поезде, скажем, до Берлина (Праги, Бухареста и т.д.), а там присоединиться к своей группе. Кто-то до 'перевалочного пункта' добирается на самом быстроходном средстве – самолете. Поездка, естественно, еще удорожается. Устав от ожидания на границе, некоторые туристы при непосредственном общении с пограничниками или таможенниками оживляются и начинают шутить. Ой, напрасно! Юмор здесь совершенно неуместен и может быть неправильно истолкован. Ведите себя спокойно, уверенно, на вопросы отвечайте четко и максимально лаконично.
Третий минус – туалеты. Прошу прощения за приземленность, но это объективная реальность. На Западе с туалетами в плане санитарии все в порядке, однако они не рассчитаны на массовые набеги. Так как в среднестатистической группе абсолютное большинство дам, то им на санитарных остановках приходится выстаивать длинные очереди. Кстати, запаситесь мелочью (по 50 евроцентов), на стоянках удобства платные.
Полезные советы
С минусами покончили. Все остальное – в основном плюсы. Серьезно. О замечательных маршрутах говорить не будем. Выберите сами из великого их множества. Обратимся к сугубо бытовым вопросам.
Один из главных, что взять с собой? Практичную одежду. Минимум выходных туалетов, увы, шикарные ужины в пятизвездочных отелях вам не грозят. И удобную обувь, ни в коем случае не новую. И чемодан на колесиках. Перебираться с места на место придется постоянно. Однако при себе следует оставить маленькую сумочку с загранпаспортом и деньгами, а также тару побольше для самых необходимых в дороге вещей – свитера на случай похолодания, зонтика, тапочек, фотоаппарата, бутылки с минералкой, нехитрого посудного набора - кружки для чая (во время остановок вас обязаны снабжать кипятком), ложки, открывалки.
В последнее время все больше ужесточаются требования относительно провозимого съестного. Никаких нарезок и йогуртов, купленных на родине, не везите. Все можно недорого купить в минимаркетах сразу же по пересечении границы. В той же Польше. Только возьмите с собой мелкие купюры (долларовые или евро), ведь сдачу со 'стольника' наверняка получите в злотых. И куда их денешь, проскакивая страну в режиме транзита?
Место в автобусе бронируют заранее. Если природа одарила вас могучей статью и высоким ростом, надо сидеть у прохода. Хотя автобусный тур не лучший вид путешествия для крупногабаритных путешественников. Избегайте 'галерки' (сидения сзади), коль скоро у вас барахлят сосуды или вы склонны к укачиванию. На остановках непременно выходите размяться. Переезды очень длительные, ноги у многих отекают, что весьма чревато. В жару больше пейте, даже если пить не хочется. Нельзя допускать обезвоживания организма. При серьезных недомоганиях и несчастных случаях надо немедленно связываться по телефону с медицинской страховой компанией (она работает круглосуточно).
Общеизвестно, что, собираясь за рубеж, необходимо сделать ксерокопию загранпаспорта и держать ее где-нибудь отдельно от оригинала. Хотя бы в чемодане на колесиках. Все это знают, но 99% туристов ксерокопию игнорируют. Обеспечивая тем самым страшную головную боль в случае потери загранпаспорта себе и руководителю группы. Категорически не рекомендуется оставлять ценные вещи и документы в автобусе. Есть целые шайки, специализирующиеся на туристах. Как только автобус опустеет, и все целеустремленно понесутся осматривать очередные достопримечательности, ребята оперативно принимаются за работу. Проникнуть в закрытый автобус особой проблемы для них не составляет.
Крайне неприятно заблудиться и опоздать к назначенному времени. Во-первых, опоздания чреваты моральными издержками (см. выше), во-вторых, материальными. Автобус может ждать вас совсем недолго, так что догонять группу по пути следования придется за свой счет. Все пункты маршрута и адреса отелей должны у вас быть на руках с самого начала. Несколько раз в жизни мне самой пришлось влезть в шкуру сопровождающего. Хорошо помню, как, приехав в Париж после бессонной ночи, я выпустила туристов 'попастись' в близлежащих магазинах. В оговоренное время выяснилось, что одной дамы нет. Ждали, наверное, минут двадцать, потом поехали. Меня утешало только одно. По собственной инициативе (потом это уже стало вменяться в правило) я раздала всем записочки с указанием координат гостиницы, где мы должны были вечером остановиться. И все же с тяжелым сердцем прибыла по означенному адресу. Мою радость не передать: в холле гостиницы нас ждала дорогая пропажа. Выглядела женщина очень довольной. Оказывается, она здесь не скучала, галантные французы оказывали ей постоянные знаки внимания…
Вообще, обзаведитесь картой города (можно взять в отеле, а иногда гиды раздают их заблаговременно), узнайте, возле какой станции метро находится ваш временный приют. Гуляя компанией, не расслабляйтесь, отмечайте визуально вехи маршрута. Иначе, отстав от своих, да еще без карты, окажетесь в сложном положении. Хорошо, если вы владеете иностранными языками. Впрочем, английский - палочка-выручалочка, не везде в ходу. В Италии вас искренне не поймут (если что, обращайтесь за помощью к молодежи студенческого вида), во Франции порой сделают вид, что не понимают. Потомки галлов полагают, что, посещая их страну, грешно не выучить их язык. В чем-то правы, конечно. В любом случае помогут жесты, мимика, простейшие слова. Вас, в конце концов, выведут на правильную дорогу. Научитесь говорить на языке страны пребывания хотя бы 'спасибо'. И в ответ вам непременно улыбнутся!